
Детство и юность Елизаветы прошли в постоянной опасности – сестра, королева Мария, видела в ней потенциальную угрозу. Однако, обладая проницательностью и упорством, она прожила долгую жизнь: с 24 до 70 лет Елизавета оставалась на троне - и в счастливые, и в трудные времена.
Дочь Генриха обладала сильным умом, отточенным прекрасным образованием. Начитанная, с великолепным музыкальным слухом, атлетически сложенная, она превосходно танцевала и любила охотиться. Елизавета унаследовала гордость и энергию отца (вместе с его огненными волосами и горячим нравом), в сочетании с кокетством и соблазнительностью матери. Вместе с тем, она рано научилась осторожности, и старалась по возможности избегать конфронтаций. Хотя появлявшиеся в результате этого неясности нередко раздражали придворных, по большей части королева была очень прямолинейна и целеустремлённа. Заколебалась она только однажды, решая судьбу потенциальной соперницы, шотландской королевы Марии, которая была казнена в 1587г.
«Королева хотела бы, чтобы все вокруг были в неё влюблены…»
Замечание одного посла в Лондоне.
При дворе Елизаветы редко бывало скучно: «Когда она улыбалась, будто солнце выглядывало… но тотчас мог налететь шторм и раздавались раскаты грома». Она тщательно отбирала своих министров и доверяла им, а они хорошо ей служили: например, юрист Вильям Сесил (лорд Бергли) и его сын Роберт, или сэр Френсис Уолсингем, глава разведки и мастер шпионажа.
В течение многих лет главной темой для разговоров по всей Европе оставался выбор королевой супруга, и наиболее близок к этому был умный и весёлый герцог Алансонский, «лягушонок», как она его называла. Однако замужество содержало в себе слишком много ловушек – и потерю независимости. Из осторожности или из страха, но Елизавета так и не решилась. Оставшись «девственной королевой», она гордилась свершениями Френсиса Дрейка и других морских волков и наслаждалась комплиментами своих прославленных драматургов и поэтов. Разгром испанской армады в 1588г. стал вершиной её царствования, вызвав лихорадку патриотических чувств, средоточием которых была «наполовину святая» королева, «Глориана».
Весной 1603г. она схватила простуду. «Чтобы успокоить людей, вы должны лечь в постель» - настойчиво убеждал Роберт Сесил. «Разве слово «должна» применимо, когда обращаешься к принцессе?» - ядовито парировала она. Елизавета умерла в Ричмонде 24 марта 1603г., и вместе с ней закончилась не только династия Тюдоров, но и богатый событиями «золотой век» английской истории, получивший имя Елизаветинской эпохи.
По королевскому приказу
Королева обожала театр. В 1575г. она посетила Кенилвортский замок - свидетелем этих трёхнедельных торжеств мог стать юный Уильям Шекспир (которому тогда было 11 лет). А в 1592г. Шекспир уже представлял свои пьесы в Лондоне перед королевой, в том числе с 1599г. - в великолепном новом театре «Глобус», лучшем театре столицы. Говорят, Елизавете настолько понравился образ Фальстафа (в постановке «Генрих IV», части 1 и 2), что драматург добавил своего «толстого рыцаря» в новую комедию – «Виндзорские проказницы».
Королева на престоле
Елизавета в коронационном облачении, с державой и скипетром. Её восшествие на престол было с радостью встречено как среди придворных, так и в народе.
Королеву несут её рыцари
Во время коронационной процессии по дороге в Блэкфрайрс королеву несут шестеро рыцарей Подвязки; картина 1600г., приписываемая Роберту Пику старшему. Летние «разъезды» Елизаветы по стране представляли ещё более величественное зрелище – на такие развлечения уходили колоссальные суммы.
Весёлый танец
Елизавета никогда не оставалась без фаворитов; Роберту Дадли (здесь танцует с королевой) она отдавала предпочтение, но Кристофер Хаттон, Уолтер Рейли и Роберт Деваро, граф Эссекс, тоже пользовались её расположением, однако ни один её так и не покорил.