
Якова приветствовали с энтузиазмом в 1603 году, когда он пересек южные границы. Будучи популярным королем в Шотландии, он любил Англию, но англичане вскоре стали менее уверены на его счет. Физически неуклюжий, говорящий быстро и несвязно, и неравнодушный к еде, Яков был умен, но имел уйму фобий. Его отношения к придворным имели гомосексуальный характер, были несдержанными, и его фавориты – особенно Роберт Карр, Граф Сомерсет, и Джорджа Вильерса, герцога Бекингема – не нравились многим.
Яков имел строгие взгляды – французский посол называл его «мудрейшим глупцом в Христианстве». Он верил в «божественное право» королей (которое объявляло, что короли являются прямыми представителями Бога) и в епископов: « нет Епископа, нет Короля», он проповедовал Шотландским Кальвинистам. Он питал отвращение к курению табака и боялся колдовства, а запомнился больше всего тем, что одолжил свою королевскую печать для авторской (короля Якова) Версии Библии – и тем, что не был подорван Гаем Фоксом.
В Англии к Якову относились с большим величием, чем в Шотландии, но власть была все больше поделена между королем и Парламентом. Фатальной ошибкой обернулась попытка деликатно обойти эту конституционную западню для сына и приемника Якова, Карла I.
"Сейчас, действительно, по моему мнению, нет ничего более низкого и вредоносного извращения в нашей стране, чем отвратительное злоупотребление табаком в этом Королевстве".
Протест против табака, Яков I, 1604 год.
Порох, измена и заговор…
В мае 1604 года, пять католиков-заговорщиков встретились в таверне «Утка и Селезень», что в Лондоне. Даже в соответствии с современными террористическими стандартами, план главаря ячейки, Роберта Кейтсби, был зрелищным – взорвать Палаты Парламента с присутствующими в них Королем и лордами. Хотя большинство заговорщиков были дилетантами, Гвидо (Гай) Фокс был профессиональным военным. Якову I не удалось ослабить анти-католические законы, поэтому они надеялись заменить его (и его сыновей) его дочерью, принцессой Елизаветой, которую с девяти лет воспитывали, как католичку и выдали замуж за католика.
За Кейтсби велась слежка и были подозрения в вербовке новых заговорщиков. Затем анонимное письмо Лорду Монтиглу, лорду-католику, предостерегло его от посещения Открытия Парламента. Письмо попало в руки Роберта Сесила, государственного секретаря Якова.
Утром 5 ноября 1605 года, Гая Фокса схватили в подземельях Палаты Лордов, обнаружив при этом 36 бочонок пороха. Другие заговорщики спаслись бегством, но были либо убиты при попытке ареста, либо доставлены в Лондон, где подверглись пыткам и казни. Оказалось, что порох истлел, и даже если бы его подожгли, он мог и не взорваться.
Яков VI становится Яковом I
Права Якова на трон Англии исходят от его прабабушки Маргарет (умершей в 1541 году), сестры Генри VIII. Елизавета приняла его в качестве наследника.
Тронная речь монарха
Яков обращается к Парламенту после разоблачения Порохового заговора, заговорщики изображены арестованными внизу. Подвалы Палаты Лордов все еще традиционно осматриваются перед церемонией торжественного открытия парламента.