
Смерть Принца Альберта стала сокрушительным ударом. Ожидался длительный траур, но Виктория бросилась в крайности, чем обеспокоила парламент. Не ранее, как в конце 1870ых, она возобновила нечто похожее на светскую жизнь.
Симпатия людей переросла в раздражительность, даже в негодование, с тех пор, как глубоко опечаленная королева не позволила Принцу Уэльскому стать лицом монархии, она оставила себе эту ношу, прячась, кутаясь в траур, продолжала смотреть опечаленно на бюст дорогого, покойного Альберта.
Осуждение Королевы не было полностью оправданным, так как она никогда не приостанавливала работу с государственными бумагами, хотя министры находили ее сложной и иногда неприступной.
Из двух самых прославленных ее Премьер-министров, она больше предпочитала Дизраэли, который заставлял ее смеяться и верить в триумф империи. Гладстон никогда не вызывал королевской улыбки. «Он говорит со мной, как будто я общественное собрание», жаловалась Королева.
То, что Королева стала затворницей, правда. То, что она находила утешение в окружении слуг, таких, как Джон Браун, также правда. Или же она находила утешение в детях и внуках – но не с принцем Уэльским. Восхищенная тем, что ее нарекли Императрицей Индии в 1876 году, она оказала поддержку войскам во время Англо-бурских войн. Ее ободрило, хотя и удивило, воодушевление народа по поводу празднования ее Золотого (1887) и Бриллиантового (1897) Юбилея. В 1896 году она стала самым долго правящим европейским монархом – все еще интересующимся такими удивительными изобретениями, как телефон, автомобиль и кинематографическая камера.
Последнюю неделю Виктория провела в своей любимой летней резиденции, Осборне, на острове Уайт. К Рождеству 1900 года она ослабла, умерла в спокойствии вечером 22 января 1901 года в ругу своей семьи, на руках германского Кайзера, ее внука. Ее последним словом было «Берти», имя старшего сына, который, наконец, стал королем.
Семья без отца
Фотография Королевы Виктории, сделанная в Виндзорском Замке в 1862 году; с Королевой запечатлены Принцесса Виктория (стоит), Принцесса Алиса и Принц Альфред.
Памятники Альберту
Королевский Альберт Холл (1867-1871) в Лондоне (справа) спроектирован Фрэнсисом Фауком. Мемориал Альберту (1863-1876), через дорогу, принадлежит руке Джайлса Гилберта Скотта. Эта в дважды натуральную величину, бронзовая с позолотой статуя изображает Альберта, держащего каталог Всемирной Выставки.
«Миленький маленький замок»
Так Королева Виктория описывала Балморал, ее «дорогой рай», расположенный на берегу Реки Ди. Она любила романтику шотландского нагорья, и ей нравилось разговаривать со здешними обитателями – «такими простыми и прямолинейными». Балморал был полон воспоминаний об Альберте, и она проводила все больше и больше времени здесь после его смерти.