Продвигаясь дальше по дорожке параллельно центральной группе камней, можно заметить, что большие сарсены подвергались когда-то обточке и подгонке. В большинстве каменных колец доисторического периода блоки никак не обрабатывали, а просто устанавливали вертикально. Но со Стоунхенджем по-другому. Центральные камни подгоняли по росту, чтобы получить равные прямоугольные блоки, а также в них вырезали простые крепления, с помощью которых мегалиты плотно соединялись друг с другом. На некоторых из голубых камней тоже видны следы шлифовки и остатки креплений, хотя в настоящее время они и стоят отдельно друг от друга.
То, что мы можем видеть сегодня – это развалины каменных конструкций, которые строились на протяжении нескольких столетий в период с 2500 по 2000 г. до н.э. Причём если большие сарсены после установки, по всей вероятности, не передвигали, то голубые камни меньшего размера могли быть перемещены несколько раз.
Камни располагаются в виде четырёх концентрических фигур: двух кругов и двух подковообразных форм. Даже после 4000 лет разрушения эти структуры до сих пор можно различить. С внешней стороны раньше находилось кольцо из 30 вертикально стоящих сарсенов, несущих горизонтальные каменные перекладины. Из этих 30 сегодня осталось только 17, и увенчивают их только пять перекладин – на наиболее сохранившемся участке кольца с северо-восточной стороны, напротив входа. Камни расположены близко друг к другу, с промежутками менее чем в 1,5 м. (5 футов); однако между теми блоками, что смотрят прямо на главный вход, расстояние несколько шире.
Опоры и перекладины соединяются друг с другом с помощью креплений типа гнездо-шип, используемых чаще для деревянных конструкций. Выступ, или шип наверху каждого блока входит в отверстие, или гнездо, выдолбленное в нижней части перекладины. Концы перекладин скреплены между собой с помощью язычка и желобка (этот вид соединения также взят из плотницкого ремесла). Сложность такой работы увеличивает форма перекладин – они не прямоугольные, как можно ожидать, а имеют мягкий изгиб с обеих сторон. Если внешнее кольцо – сейчас почти разрушенное – когда-то было полным, эти перекладины образовывали безупречной формы кольцо из камня на высоте нескольких метров, параллельно уровню земли. Внутри сарсенового круга находится концентрическое к нему кольцо из 60 небольших, стоящих вертикально голубых камней, большинство из которых не имеют на себе никаких следов обточки. Однако внутри кольца располагаются два изящно обработанных камня, которым явно была придана форма горизонтальных перекладин (в них есть даже отверстия-гнёзда) до того, как их использовали в качестве вертикальных блоков. Это кольцо сохранилось частично.
Следующая конструкция, ближе к центру, была когда-то наиболее впечатляющей: это подкова из пяти огромных сарсеновых трилитов (от греческого «три камня»). Каждый трилит состоял из 2 расположенных рядом гигантских вертикальных камней, и такой же массивной перекладины, соединённых с помощью крепления гнездо-шип. До сегодняшнего дня полностью сохранились три трилита (хотя один был восстановлен в 1958г.). Их опоры - самые большие камни в Стоунхендже, весом более 40 тонн. А до обработки и придания им формы они должны были весить ещё больше. Эта подкова из сарсенов – чрезвычайно сложная конструкция, так как трилиты изначально располагались по росту: в середине находился самый большой, Великий трилит. От него сейчас остался только один блок – самый высокий вертикально стоящий камень в Британии – более 7,3 м. (24 фута) в высоту. Некоторые из опор трилитов украшены резьбой с изображением кинжалов и топоров, сделанной более чем через 700 лет после их установки.
В самом центре памятника располагается ещё одна подкова – из голубых камней. Изначально их было 19 – большего размера, чем те, что образовывают кольцо; некоторым была придана изящная форма. На нескольких блоках можно увидеть остатки выступов-шипов, а это позволяет предположить, что когда-то на них были перекладины, хотя, возможно, сами блоки тогда располагались по-другому.
Наконец, в основании внутренней подковы, рядом с самым высоким трилитом, частично погребённый под его упавшей опорой, лежит так называемый алтарный камень. Это зеленоватый песчаник из южного Уэльса, самый большой из камней несарсенового происхождения.
Однако не только блоки были заботливо обработаны и соединены между собой креплениями, но сами подковы, и сарсеновая, и из голубых камней, расположены так, что их открытые концы смотрят прямо на вход Стоунхенджа.
Часть внешнего сарсенового кольца с наиболее сохранившимися перекладинами. Вид с северо-восточной стороны.
То, что мы можем видеть сегодня – это развалины каменных конструкций, которые строились на протяжении нескольких столетий в период с 2500 по 2000 г. до н.э. Причём если большие сарсены после установки, по всей вероятности, не передвигали, то голубые камни меньшего размера могли быть перемещены несколько раз.
Камни располагаются в виде четырёх концентрических фигур: двух кругов и двух подковообразных форм. Даже после 4000 лет разрушения эти структуры до сих пор можно различить. С внешней стороны раньше находилось кольцо из 30 вертикально стоящих сарсенов, несущих горизонтальные каменные перекладины. Из этих 30 сегодня осталось только 17, и увенчивают их только пять перекладин – на наиболее сохранившемся участке кольца с северо-восточной стороны, напротив входа. Камни расположены близко друг к другу, с промежутками менее чем в 1,5 м. (5 футов); однако между теми блоками, что смотрят прямо на главный вход, расстояние несколько шире.
Один из голубых камней подковы с изящно выдолбленным желобком. Его, вероятно, собирались соединить с другим блоком с помощью язычка.
Опоры и перекладины соединяются друг с другом с помощью креплений типа гнездо-шип, используемых чаще для деревянных конструкций. Выступ, или шип наверху каждого блока входит в отверстие, или гнездо, выдолбленное в нижней части перекладины. Концы перекладин скреплены между собой с помощью язычка и желобка (этот вид соединения также взят из плотницкого ремесла). Сложность такой работы увеличивает форма перекладин – они не прямоугольные, как можно ожидать, а имеют мягкий изгиб с обеих сторон. Если внешнее кольцо – сейчас почти разрушенное – когда-то было полным, эти перекладины образовывали безупречной формы кольцо из камня на высоте нескольких метров, параллельно уровню земли. Внутри сарсенового круга находится концентрическое к нему кольцо из 60 небольших, стоящих вертикально голубых камней, большинство из которых не имеют на себе никаких следов обточки. Однако внутри кольца располагаются два изящно обработанных камня, которым явно была придана форма горизонтальных перекладин (в них есть даже отверстия-гнёзда) до того, как их использовали в качестве вертикальных блоков. Это кольцо сохранилось частично.
Самый высокий камень в Стоунхендже; сохранившаяся опора Великого трилита, который был частью подковы из сарсенов. Обратите внимание на выступ-шип.
Следующая конструкция, ближе к центру, была когда-то наиболее впечатляющей: это подкова из пяти огромных сарсеновых трилитов (от греческого «три камня»). Каждый трилит состоял из 2 расположенных рядом гигантских вертикальных камней, и такой же массивной перекладины, соединённых с помощью крепления гнездо-шип. До сегодняшнего дня полностью сохранились три трилита (хотя один был восстановлен в 1958г.). Их опоры - самые большие камни в Стоунхендже, весом более 40 тонн. А до обработки и придания им формы они должны были весить ещё больше. Эта подкова из сарсенов – чрезвычайно сложная конструкция, так как трилиты изначально располагались по росту: в середине находился самый большой, Великий трилит. От него сейчас остался только один блок – самый высокий вертикально стоящий камень в Британии – более 7,3 м. (24 фута) в высоту. Некоторые из опор трилитов украшены резьбой с изображением кинжалов и топоров, сделанной более чем через 700 лет после их установки.
Один из 3 сохранившихся трилитов центральной сарсеновой подковы.
В самом центре памятника располагается ещё одна подкова – из голубых камней. Изначально их было 19 – большего размера, чем те, что образовывают кольцо; некоторым была придана изящная форма. На нескольких блоках можно увидеть остатки выступов-шипов, а это позволяет предположить, что когда-то на них были перекладины, хотя, возможно, сами блоки тогда располагались по-другому.
На рисунке показаны крепления, использовавшиеся во внешнем сарсеновом кольце: опоры соединяли с перекладинами с помощью гнезда и шипа, а перекладины между собой – посредством язычка и желобка.
Наконец, в основании внутренней подковы, рядом с самым высоким трилитом, частично погребённый под его упавшей опорой, лежит так называемый алтарный камень. Это зеленоватый песчаник из южного Уэльса, самый большой из камней несарсенового происхождения.
Однако не только блоки были заботливо обработаны и соединены между собой креплениями, но сами подковы, и сарсеновая, и из голубых камней, расположены так, что их открытые концы смотрят прямо на вход Стоунхенджа.