
Как мы уже выяснили, наши доисторические предки привезли свои строительные материалы к месту памятника. Но как они смогли обработать и установить эти камни? Хотя Стоунхендж и строился в то время, когда на смену каменным инструментам постепенно приходили медные и бронзовые, эти новые металлы были слишком мягкими, чтобы шлифовать твёрдые сарсены и голубые камни. С такой задачей могли справиться только круглые шарики из сарсена, так называемые кувалды, которых в Стоунхендже нашли множество, размером от апельсина до футбольного мяча. Это, должно быть, был долгий и обременительный процесс. Основное место работы, как можно судить по найденным там слоям каменной крошки, находилось к северу от памятника, напротив современной дороги. После придания блокам формы их можно было устанавливать. В меловой почве выкапывали ямы, причём глубина каждой точно рассчитывалась, чтобы верхушки камней оказались на одном уровне (это было легче, чем укорачивать камни).
Коллекция молотовых камней, или кувалд из сарсена, найденных в Стоунхендже (в настоящее время находятся в музее Солсбери и южного Уилтшира).
При раскопках выяснилось, что большинство отверстий имеют одну прямую сторону, и одну наклонную. Похоже, что по наклонной стороне опоры сталкивали в яму, и сначала устанавливали под углом. Проведённые эксперименты показали, что это могло быть достигнуто, если бы камень был сбалансирован на наклонной плоскости, а его конец при этом свешивался над отверстием. Потом по поверхности блока в качестве противовеса передвигали камни меньшего размера, и, когда они перетягивали, он падал в яму. Затем с помощью верёвок из шкур или растительных волокон блок ставили вертикально. Наконец, яму снова заполняли землёй, камнями, осколками истёршихся кувалд и инструментов из оленьих рогов и хорошо утрамбовывали, чтобы опора держалась.
Существует несколько теорий о том, как поднимали наверх перекладины. Как показывают эксперименты, 10-тонный камень боком можно было затащить наверх по наклонной плоскости из земли или дерева. Также можно было использовать платформу из соединённых друг с другом брёвен. При этом концы перекладины поднимали по очереди с помощью рычагов, после этого снизу вставляли поддерживающие брёвна, и по мере того, как росла платформа, поднимался и камень. Оба эти варианта одинаково вероятны, но конкретных доказательств в их поддержку археологами не найдено.
Вырезанные на опоре одного из сарсеновых трилитов изображения доисторических кинжалов, относящиеся, вероятно, к 1800г. до н.э.
Большей частью на камнях вырезаны имена туристов, которые являлись к памятнику с молотком и долотом наготове – они, конечно, появились недавно. Но есть резьба и гораздо старше: слабые очертания кинжалов и топоров доисторической конфигурации, которые были открыты только в 1953г. благодаря острому зрению одного из археологов. Не удалось определить их точную дату, но по форме оружия можно предположить, что резьба относится к бронзовому веку (около 1800г. до н.э.).
Археологи Ричард Аткинсон и Стюарт Пигготт на раскопках в Стоунхендже в 1958г. Обратите внимание на сложную сеть отверстий для камней и столбов, обнаруженных после того, как убрали трилит, упавший в 1797г.