Продвигаясь дальше по дорожке, снова через насыпь и ров, можно заметить в траве бледные пятна бетона, отмечающие местоположение отверстий Обри. Затем она поворачивает налево – к выходу из Стоунхенджа.
Как мы уже выяснили, наши доисторические предки привезли свои строительные материалы к месту памятника. Но как они смогли обработать и установить эти камни? Хотя Стоунхендж и строился в то время, когда на смену каменным инструментам постепенно приходили медные и бронзовые, эти новые металлы были слишком мягкими, чтобы шлифовать твёрдые сарсены и голубые камни. С такой задачей могли справиться только круглые шарики из сарсена, так называемые кувалды, которых в Стоунхендже нашли множество, размером от апельсина до футбольного мяча. Это, должно быть, был долгий и обременительный процесс. Основное место работы, как можно судить по найденным там слоям каменной крошки, находилось к северу от памятника, напротив современной дороги. После придания блокам формы их можно было устанавливать. В меловой почве выкапывали ямы, причём глубина каждой точно рассчитывалась, чтобы верхушки камней оказались на одном уровне (это было легче, чем укорачивать камни).
При раскопках выяснилось, что большинство отверстий имеют одну прямую сторону, и одну наклонную. Похоже, что по наклонной стороне опоры сталкивали в яму, и сначала устанавливали под углом. Проведённые эксперименты показали, что это могло быть достигнуто, если бы камень был сбалансирован на наклонной плоскости, а его конец при этом свешивался над отверстием. Потом по поверхности блока в качестве противовеса передвигали камни меньшего размера, и, когда они перетягивали, он падал в яму. Затем с помощью верёвок из шкур или растительных волокон блок ставили вертикально. Наконец, яму снова заполняли землёй, камнями, осколками истёршихся кувалд и инструментов из оленьих рогов и хорошо утрамбовывали, чтобы опора держалась.
Существует несколько теорий о том, как поднимали наверх перекладины. Как показывают эксперименты, 10-тонный камень боком можно было затащить наверх по наклонной плоскости из земли или дерева. Также можно было использовать платформу из соединённых друг с другом брёвен. При этом концы перекладины поднимали по очереди с помощью рычагов, после этого снизу вставляли поддерживающие брёвна, и по мере того, как росла платформа, поднимался и камень. Оба эти варианта одинаково вероятны, но конкретных доказательств в их поддержку археологами не найдено.
Большей частью на камнях вырезаны имена туристов, которые являлись к памятнику с молотком и долотом наготове – они, конечно, появились недавно. Но есть резьба и гораздо старше: слабые очертания кинжалов и топоров доисторической конфигурации, которые были открыты только в 1953г. благодаря острому зрению одного из археологов. Не удалось определить их точную дату, но по форме оружия можно предположить, что резьба относится к бронзовому веку (около 1800г. до н.э.).
Как мы уже выяснили, наши доисторические предки привезли свои строительные материалы к месту памятника. Но как они смогли обработать и установить эти камни? Хотя Стоунхендж и строился в то время, когда на смену каменным инструментам постепенно приходили медные и бронзовые, эти новые металлы были слишком мягкими, чтобы шлифовать твёрдые сарсены и голубые камни. С такой задачей могли справиться только круглые шарики из сарсена, так называемые кувалды, которых в Стоунхендже нашли множество, размером от апельсина до футбольного мяча. Это, должно быть, был долгий и обременительный процесс. Основное место работы, как можно судить по найденным там слоям каменной крошки, находилось к северу от памятника, напротив современной дороги. После придания блокам формы их можно было устанавливать. В меловой почве выкапывали ямы, причём глубина каждой точно рассчитывалась, чтобы верхушки камней оказались на одном уровне (это было легче, чем укорачивать камни).
Коллекция молотовых камней, или кувалд из сарсена, найденных в Стоунхендже (в настоящее время находятся в музее Солсбери и южного Уилтшира).
При раскопках выяснилось, что большинство отверстий имеют одну прямую сторону, и одну наклонную. Похоже, что по наклонной стороне опоры сталкивали в яму, и сначала устанавливали под углом. Проведённые эксперименты показали, что это могло быть достигнуто, если бы камень был сбалансирован на наклонной плоскости, а его конец при этом свешивался над отверстием. Потом по поверхности блока в качестве противовеса передвигали камни меньшего размера, и, когда они перетягивали, он падал в яму. Затем с помощью верёвок из шкур или растительных волокон блок ставили вертикально. Наконец, яму снова заполняли землёй, камнями, осколками истёршихся кувалд и инструментов из оленьих рогов и хорошо утрамбовывали, чтобы опора держалась.
Существует несколько теорий о том, как поднимали наверх перекладины. Как показывают эксперименты, 10-тонный камень боком можно было затащить наверх по наклонной плоскости из земли или дерева. Также можно было использовать платформу из соединённых друг с другом брёвен. При этом концы перекладины поднимали по очереди с помощью рычагов, после этого снизу вставляли поддерживающие брёвна, и по мере того, как росла платформа, поднимался и камень. Оба эти варианта одинаково вероятны, но конкретных доказательств в их поддержку археологами не найдено.
Вырезанные на опоре одного из сарсеновых трилитов изображения доисторических кинжалов, относящиеся, вероятно, к 1800г. до н.э.
Большей частью на камнях вырезаны имена туристов, которые являлись к памятнику с молотком и долотом наготове – они, конечно, появились недавно. Но есть резьба и гораздо старше: слабые очертания кинжалов и топоров доисторической конфигурации, которые были открыты только в 1953г. благодаря острому зрению одного из археологов. Не удалось определить их точную дату, но по форме оружия можно предположить, что резьба относится к бронзовому веку (около 1800г. до н.э.).
Археологи Ричард Аткинсон и Стюарт Пигготт на раскопках в Стоунхендже в 1958г. Обратите внимание на сложную сеть отверстий для камней и столбов, обнаруженных после того, как убрали трилит, упавший в 1797г.