Стоунхендж не был храмом друидов, как утверждает популярный миф. Однако они могли знать назначение этого каменного кольца. Друиды были шаманами, историками, генеалогами, просто мудрыми людьми, но знания свои передавали только из уст в уста. Они были даже более замкнутой кастой, чем духовенство, проводя десятилетия в лесных убежищах и пещерах, изучая древние знания, как говорят, в стихотворной форме.
Популярное
Главные землевладельцы — аристократы и корпорации....
|
Королева Великобритании Елизавета II перестанет управля...
|
Герцогиня Сассекская Меган Маркл решила рожать в отделе...
|
Парламентарии жестко пресекли попытку премьер-министра ...
|
Внучка королевы Великобритании принцесса Беатрис и ее ...
|
Елизавета II впервые в своей жизни сделала публикацию в...
|
Уникальность британского мегалитического сооружения Сто...
|
Скандал случился во время обеда в шотландском замке Бал...
|
Обсуждаемое
Реклама
Многие из Голубых камней стали жертвой желания туристов заполучить сувенир. Они брали у кузнеца в Эймсбери молот и собственноручно откалывали себе кусочки, уничтожив таким образом немало валунов. Сарсены, в свою очередь, подвергались нападению кладоискателей, которые в погоне за сокровищами подрывали под ними землю. Вообще, что мы знаем о Стоунхендже? Знаем, откуда взялись его камни, людей, которые его построили, возможно, знаем, каким способом они это сделали, и, благодаря радиоуглеродному анализу фрагментов обнаруженных там оленьих рогов, можем назвать примерную датировку строительства. Где, кто, когда и как – на эти вопросы мы можем попытаться ответить. Но что именно они построили - пока остаётся загадкой.
В своей книге «Разгадка Стоунхенджа» Джордж Теренс Миден предполагает, что Стоунхендж был языческим храмом плодородия, где праздновалось Космическое Соитие. Он утверждает, что двойная подкова из трилитов и голубых камней символизировала лоно Богини Матери, а алтарный камень - на самом деле камень Богини, и стоит он в центре мира, на оси, соединяющей Небеса и Землю.
Так что на самом деле такое этот великий храм равнин? Люди средневековья верили, что каменные круги - это грешники, которые танцевали в саббат (праздник поклонения солнцу), и были обращены в камень.
В легендах о короле Артуре говорится, что маг и друид Мерлин призвал камни Стоунхенджа из Ирландии магией по воздуху (или по воде, или их принёс дьявол - есть разные версии), чтобы поставить на могилу сотни благородных британских дворян, убитых в V в. Хенгистом, саксонским захватчиком, и похороненных в общей могиле на равнине Солсбери.
В легендах о короле Артуре говорится, что маг и друид Мерлин призвал камни Стоунхенджа из Ирландии магией по воздуху (или по воде, или их принёс дьявол - есть разные версии), чтобы поставить на могилу сотни благородных британских дворян, убитых в V в. Хенгистом, саксонским захватчиком, и похороненных в общей могиле на равнине Солсбери.
Наиболее известный обряд, с которым связывают Стоунхендж, это восход Солнца в день летнего солнцестояния, однако не менее важным для древних был ритуал при заходе Солнца в день зимнего солнцестояния. Авеню - состоящий из двух параллельных насыпей религиозный или церемониальный проход, ведущий сквозь лес с северо-восточной стороны к памятнику, частью которого был Пяточный камень, через церемониальный вход, служил для этого ритуала. Молящиеся стояли лицом к центру, к большому трилиту, сквозь который видели закат солнца. Для людей, близких к природе, к земле, следующее за зимним солнцестоянием время означало возвращение солнца от смерти к возрождению и обновлению.
Стадия строительства каменных конструкций Стоунхенджа длилась около 800 лет - представьте, сколько за это время сменилось поколений. Могильные холмы появились примерно в тот же период, что и сарсеновое кольцо, они различимы и сейчас. Точно неизвестно, связано ли их расположение с принадлежностью к племенам или отдельным семьям.
Последний этап строительства завершился к 1 550г. до.н.э. Голубые камни снова были включены в конструкцию - их установили по окружности между внешним сарсеновым кольцом и подковой из пяти больших трилитов, внутри которой, также в форме подковы, разместили ещё 19 голубых камней. Кроме того, внутри подковы из голубых камней поставили так называемый алтарный камень - кусок полимиктового песчаника из Пембрукшира. Повёрнутый к востоку, он одиноко стоял в сердце святилища, пока одна из опор и перекладина большого трилита, упав, не придавили его к земле (они и до сих пор лежат на нём). Впервые увидев его в таком положении, люди, воспитанные в христианских традициях предположили, что это алтарь, хотя раньше он стоял вертикально, а не лежал, как сейчас - такова, вероятно, история его названия. Также обнаружили ещё отверстия в земле, за сарсеновым кольцом, известные как отверстия Y и Z - они выкопаны в более позднее время, и назначение их неизвестно.
Датировка этого этапа строительства стала возможна благодаря обнаружению ям того же периода, вырытых с помощью рогов благородных оленей. Радиоуглеродный анализ позволяет определять возраст органических материалов - таким образом, по фрагментам рогов в ямах учёные смогли установить примерные годы их появления. Землю вывозили на коровах и быках, а чтобы поднять камни вертикально, понадобилась сила двухсот человек, не считая наклонных плоскостей, канатов, рычагов и колёс. После этого их укрепляли землёй и камнями - пришедшими в негодность шлифовальными инструментами, но оставляли определённый лимит движения, чтобы после установки перекладин выровнять их без лишних трудностей.
Четыре тысячи лет назад, вероятно около 2 300г. до н.э., с появлением больших сарсеновых камней, Стоунхендж стал приобретать знакомые нам черты. Эти камни, представляющие собой разновидность песчаника и прозванные «серыми баранами», доставлялись в Стоунхендж за двадцать миль с холмов Мальборо. Считается, что название «сарсен» произошло от слова «сарацин». В XII и XIII в. во время Крестовых походов, сарацины были чужаками, незнакомцами для Европы, а сарсены были незнакомой породой камней.
Следующий этап в истории Стоунхенджа начался с появлением Голубых камней где-то в 2 400г. до н.э. Эти валуны, весом до 4 тонн, считались священными у народа кубков, названного так из-за различных гончарных изделий, которые находили в их захоронениях. Народ кубков, люди переходного периода между концом неолита (2 400г. до н.э.) и началом бронзового века (1 800г. до н.э.), построили каменную часть Стоунхенджа. Они кочевали в поисках металлов, и в этом отношении горы Пресели на юге Уэльса имели для них особую привлекательность. Эти горы, расположенные в 130 милях от памятника, и стали источником Голубых камней, которые добывали в десяти местах на территории нескольких километров. Есть основания предполагать, что, прежде чем их привезли в Стоунхендж, некоторые из камней были частью какого-то другого памятника, в Уэльсе или на равнине Солсбери.